Учитывать промахи и удачи


Л. ТВОРОГОВА (главная медицинская сестра)


Творогова Л.С.

В практической деятельности стационаров лечебных учреждений качество медсестринского ухода оценивается по множеству критериев и оценок, важнейшими из которых являются:

— обеспечение выполнения всех сестринских манипуляций в точном соответствии с требованиями действующих в настоящее время методических рекомендаций (впредь до утверждения ме­дико-технологических протоколов сестринских манипуляций);

— обеспечение надлежащих санитарно-эпидемических усло­вий для пребывания пациентов в отделении,

— своевременность выполнения врачебных назначений ;

—  своевременное и правильное оказание неотложной до­врачебной помощи пациентам при возникновении у них острых состояний;

—  обеспечение в общении с. пациентами принципов меди­цинской этики и деонтологии, сохранение медицинской тайны пациента;

— своевременная и правильная раздача пациентам лекарств, контроль за приемом пациентами лекарств;

—  обеспечение инструктажа пациентов о подготовке их к различным исследованиям и манипуляциям, правильное выпол­нение всех необходимых мероприятий по подготовке пациентов к исследованиям, манипуляциям, операциям и др.;

— соблюдение назначенного режима питания и соответству­ющей диеты для пациентов;

— инструктаж родственников об особенностях ухода за па­циентом.

Естественно, что перечисленные показатели не исчерпыва­ют всех критериев оценки качества сестринской помощи пациен­там. Косвенно о высоком качестве сестринского ухода свидетель­ствуют:

— отсутствие у пациентов осложнений, связанных с оказа­нием сестринских услуг;

— удовлетворенность пациента и его родственников медсес­тринским уходом;

— отсутствие жалоб и замечаний со стороны пациентов, род­ственников, коллег, старшей медицинской сестры, лечащих вра­чей и заведующего отделением.

Важнейшими инструментами управленческой деятельнос­ти руководителей сестринских служб по обеспечению высокого качества сестринского ухода являются:

— обеспечение систематического контроля за работой медицинских сестер и старших медицинских сестер по выполнению ими своих должностных инструкций и стандартов деятельности;

— обучение медицинских сестер требованиям должностных инструкций, стандартов деятельности и др.;

— создание надлежащих условий для работы медицинских сестер и пребывания в медицинском учреждении пациентов;

—  надлежащее материально-техническое и лекарственное обеспечение деятельности медицинских сестер по осуществлению ими сестринского ухода;

—  создание в трудовом коллективе благоприятного психо­логического микроклимата.

Качество медсестринского ухода за пациентами по суще­ству является важнейшим показателем качества труда сестрин­ского персонала и, следовательно, уровня управленческой дея­тельности руководителей сестринских служб лечебного учреждения. Следует иметь в виду, что главная медицинская сестра в соответствии с квалификационной характеристикой- на спе­циалистов по специальности «Организация сестринского дела» должна уметь оценивать качество и эффективность сестрин­ской помощи.

Очень важно, чтобы от качества труда медицинских сестер зависело их моральное поощрение и материальное вознагражде­ние.

Опыт главных и старших медицинских сестер свидетельствует о целесообразности организации персонифицированного учета качества работы подчиненных им медицинских сестер и соответ­ственно старших медицинских сестер. При этом следует учиты­вать не только промахи в работе, но и успехи.

Целесообразно также для изучения качества медсестринско­го ухода проводить  собеседования с выписываемыми пациентами и их родственниками об их удовлетворенности медсестринским уходом. При этом следует иметь в виду, что собеседования с па­циентами, находящимися на лечении, не всегда дают объектив­ную оценку, так как они могут завышать ее из-за боязни того, как бы критика им не повредила.

О качестве работы медицинских сестер в известной мере могут свидетельствовать другие, в том числе и статистические, показатели их деятельности (количество выполненных манипу­ляций, полнота и своевременность выполнения врачебных назна­чений, качество ведения медсестринской документации, внешний вид медицинской сестры и др.).

Таким образом, проблема обеспечения высокого качества медсестринской помощи требует от руководителей медицинских сестринских служб комплекса организационных, регламентиру­ющих и воспитательных мероприятий, обучения, контроля, мате­риально-лекарственного обеспечения, использования арсенала дисциплинарной практики (поощрения, дисциплинарные взыска­ния и др.).

При этом следует отметить возрастание роли медицинской сестры, как самостоятельного работника, в обеспечении и поддержании на долж­ном уровне лечебно-диагностического процесса.

Основной задачей при осуществлении контроля за организацией работы среднего медицинского персонала является создание условий, при которых администрация ЛПУ могла бы повлиять на количественные и качественные показатели деятельности медицинской сестры,  создать у неё моральную и экономическую заинтересованность в соблюдении стандартов основных медицинских технологий, аккуратном исполнении своих функциональных обязанностей, внимательном отношении к пациентам.

С этой- целью рекомендуется выполнение следующих мероприятий.

1.   Точный количественный учет трудозатрат среднего и млад­шего медперсонала в подразделениях ЛПУ.

2.   Оценка качества работы с учетом основных дефектов.

3.   Дифференцированное материальное стимулирование и моральное поощрение медперсонала.

При этом формируются 3 уровня контроля:

I  уровень                  старшая медицинская сестра отделения (службы)

Ведет ежедневный учет трудозатрат и дефектуры на каждую медицинскую сестру и санитарку.

II  уровень                 заведующий отделением (службой)

Еженедельно выборочно контролирует отдельные разделы работы медицинских сестер. Совместно с лечащими врачами фиксирует всю текущую дефектуру в деятельности среднего и младшего медперсонала отделения (службы).

III  уровень               Главная медицинская сестра ЛПУ.

1-2 раза в месяц осуществляет административные обходы в отделениях (службах), проводя при этом комплексную оценку организации работы среднего и младшего медперсонала.

Как количественные,  так и качественные показатели работы среднего и младшего медперсонала целесообразно учитывать и оцени­вать по профилю отделений (служб, кабинетов)  и видам деятельности.

Читайте в этом номере

О Нашей Газете

Электронное периодическое издание "Магистраль здоровья"

Учредитель ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина" г. Мурома"

Зарегистрирована в Роскомнадзоре. Свидетельство Эл № ФС77-44234 от 17.03.2011

Редактор: Варламова Валентина Валерьевна тел. 910-771-85-43, valentina0179@yandex.ru

Также в газете

Image 2172

Здоровое хобби

Увлечение дачей пойдет на пользу, если прислушаетесь к советам

И для врачей, и для пациентов

Управляем эмоциями – повышаем качество обслуживания

Как получить инвалидность

С 1 июля инвалидность будет устанавливаться по-новому