Учитывать промахи и удачи
Л. ТВОРОГОВА (главная медицинская сестра)
В практической деятельности стационаров лечебных учреждений качество медсестринского ухода оценивается по множеству критериев и оценок, важнейшими из которых являются:
— обеспечение выполнения всех сестринских манипуляций в точном соответствии с требованиями действующих в настоящее время методических рекомендаций (впредь до утверждения медико-технологических протоколов сестринских манипуляций);
— обеспечение надлежащих санитарно-эпидемических условий для пребывания пациентов в отделении,
— своевременность выполнения врачебных назначений ;
— своевременное и правильное оказание неотложной доврачебной помощи пациентам при возникновении у них острых состояний;
— обеспечение в общении с. пациентами принципов медицинской этики и деонтологии, сохранение медицинской тайны пациента;
— своевременная и правильная раздача пациентам лекарств, контроль за приемом пациентами лекарств;
— обеспечение инструктажа пациентов о подготовке их к различным исследованиям и манипуляциям, правильное выполнение всех необходимых мероприятий по подготовке пациентов к исследованиям, манипуляциям, операциям и др.;
— соблюдение назначенного режима питания и соответствующей диеты для пациентов;
— инструктаж родственников об особенностях ухода за пациентом.
Естественно, что перечисленные показатели не исчерпывают всех критериев оценки качества сестринской помощи пациентам. Косвенно о высоком качестве сестринского ухода свидетельствуют:
— отсутствие у пациентов осложнений, связанных с оказанием сестринских услуг;
— удовлетворенность пациента и его родственников медсестринским уходом;
— отсутствие жалоб и замечаний со стороны пациентов, родственников, коллег, старшей медицинской сестры, лечащих врачей и заведующего отделением.
Важнейшими инструментами управленческой деятельности руководителей сестринских служб по обеспечению высокого качества сестринского ухода являются:
— обеспечение систематического контроля за работой медицинских сестер и старших медицинских сестер по выполнению ими своих должностных инструкций и стандартов деятельности;
— обучение медицинских сестер требованиям должностных инструкций, стандартов деятельности и др.;
— создание надлежащих условий для работы медицинских сестер и пребывания в медицинском учреждении пациентов;
— надлежащее материально-техническое и лекарственное обеспечение деятельности медицинских сестер по осуществлению ими сестринского ухода;
— создание в трудовом коллективе благоприятного психологического микроклимата.
Качество медсестринского ухода за пациентами по существу является важнейшим показателем качества труда сестринского персонала и, следовательно, уровня управленческой деятельности руководителей сестринских служб лечебного учреждения. Следует иметь в виду, что главная медицинская сестра в соответствии с квалификационной характеристикой- на специалистов по специальности «Организация сестринского дела» должна уметь оценивать качество и эффективность сестринской помощи.
Очень важно, чтобы от качества труда медицинских сестер зависело их моральное поощрение и материальное вознаграждение.
Опыт главных и старших медицинских сестер свидетельствует о целесообразности организации персонифицированного учета качества работы подчиненных им медицинских сестер и соответственно старших медицинских сестер. При этом следует учитывать не только промахи в работе, но и успехи.
Целесообразно также для изучения качества медсестринского ухода проводить собеседования с выписываемыми пациентами и их родственниками об их удовлетворенности медсестринским уходом. При этом следует иметь в виду, что собеседования с пациентами, находящимися на лечении, не всегда дают объективную оценку, так как они могут завышать ее из-за боязни того, как бы критика им не повредила.
О качестве работы медицинских сестер в известной мере могут свидетельствовать другие, в том числе и статистические, показатели их деятельности (количество выполненных манипуляций, полнота и своевременность выполнения врачебных назначений, качество ведения медсестринской документации, внешний вид медицинской сестры и др.).
Таким образом, проблема обеспечения высокого качества медсестринской помощи требует от руководителей медицинских сестринских служб комплекса организационных, регламентирующих и воспитательных мероприятий, обучения, контроля, материально-лекарственного обеспечения, использования арсенала дисциплинарной практики (поощрения, дисциплинарные взыскания и др.).
При этом следует отметить возрастание роли медицинской сестры, как самостоятельного работника, в обеспечении и поддержании на должном уровне лечебно-диагностического процесса.
Основной задачей при осуществлении контроля за организацией работы среднего медицинского персонала является создание условий, при которых администрация ЛПУ могла бы повлиять на количественные и качественные показатели деятельности медицинской сестры, создать у неё моральную и экономическую заинтересованность в соблюдении стандартов основных медицинских технологий, аккуратном исполнении своих функциональных обязанностей, внимательном отношении к пациентам.
С этой- целью рекомендуется выполнение следующих мероприятий.
1. Точный количественный учет трудозатрат среднего и младшего медперсонала в подразделениях ЛПУ.
2. Оценка качества работы с учетом основных дефектов.
3. Дифференцированное материальное стимулирование и моральное поощрение медперсонала.
При этом формируются 3 уровня контроля:
I уровень старшая медицинская сестра отделения (службы)
Ведет ежедневный учет трудозатрат и дефектуры на каждую медицинскую сестру и санитарку.
II уровень заведующий отделением (службой)
Еженедельно выборочно контролирует отдельные разделы работы медицинских сестер. Совместно с лечащими врачами фиксирует всю текущую дефектуру в деятельности среднего и младшего медперсонала отделения (службы).
III уровень Главная медицинская сестра ЛПУ.
1-2 раза в месяц осуществляет административные обходы в отделениях (службах), проводя при этом комплексную оценку организации работы среднего и младшего медперсонала.
Как количественные, так и качественные показатели работы среднего и младшего медперсонала целесообразно учитывать и оценивать по профилю отделений (служб, кабинетов) и видам деятельности.