Проблемы созревания


А. СИДОРОВА (заведующая женской консультацией)


Image 1062

Последние десятилетия вопросы полового воспитания приобрели особую остроту и актуальность. Я думаю,  причиной является факт акселерации, ускорение физического развития детей, что и привело к сдвигу периода полового созревания в более ранний возраст. Как известно, сроки начала полового созревания за последние несколько десятилетий сдвинулись на 2-3 года. И,  конечно же, известную роль сыграло и играет  влияние СМИ. Наблюдения показывают, что в настоящее время большинство мальчиков становятся половозрелыми к 15 годам, а девочек - к 13-14 годам.  Но  вот говорить о  духовной, идейной, социальной, гражданской зрелости в этом возрасте, разумеется, нельзя. Таким образом, в подростковом возрасте, как говорят ученые, возникает дисгармония между половой зрелостью, проявлением соответствующих инстинктов, сексуально окрашенных чувств и стремлений и степенью психической и социальной зрелости. В этом трудности и опасности возраста - подросток зачастую не умеет оценивать, сдерживать и правильно направлять новые для него инстинкты и стремления, нередко он не умеет  контролировать свои чувства и поведение, правильно строить свои взаимоотношения с людьми противоположного пола. И если мы не хотим, чтобы подросток оказался беспомощным перед лицом новых, неизвестных чувств и ощущений, чтобы он получал информацию и соответствующие указания из весьма сомнительных и нежелательных источников, чтобы на этой почве возникали ненормальные, уродливые искривления его личности, то  должны умно, тактично помочь ему  разобраться во всех вопросах, которые его волнуют.

Кто же должен проводить эту разъяснительную работу? Родители, учителя, медицинские работники?  В какой форме? В форме индивидуальных или коллективных бесед? Бесед с мальчиками и девочками вместе или отдельно? По-видимому, если беседы касаются физиологических вопросов, вопросов деторождения, гигиены периода полового созревания, то их необходимо вести отдельно с мальчиками и девочками. Какой характер должны носить эти беседы? В частности, возникает вопрос: все-таки до каких границ вести подобные разговоры с подростками, старшими школьниками?  

В одной из муромских школ решили, что  беседы должны быть как-то разграничены. Врач, например, проводит беседы только на биологические и медицинские темы, касаясь вопросов анатомии, физиологии, гигиены. В область нравственных отношений ему специально вторгаться не следует. Учитель же не должен специально и глубоко касаться вопросов физиологии и гигиены - он говорит о красоте человеческих отношений, о прекрасных и больших чувствах, о гордости и чести девушки, о мужестве и благородстве мужчины, о высоком уважении к женщине, о взаимоотношениях мальчиков и девочек.       

Смысл этого условия заключается в том, чтобы беседу проводил специалист, не претендующий на вторжение в такую область, которая ему менее знакома. Конечно,  это условие нельзя абсолютизировать. Когда учитель разъясняет школьникам необходимость уважительного и внимательного отношения к женщине, девушке, девочке, он указывает на те особенности их физического развития, которые делают женщину, девушку, девочку легко ранимой, нуждающейся в защите, говорит о специфической миссии женщины - быть матерью. Точно так же и врач не может полностью обходить этическую сторону интимных отношений.

В курсе Основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе в разделе «Основы медицинских знаний» есть следующие темы:

- Ранние половые связи и их последствия для здоровья

-Инфекции, передаваемые половым путем

- Правила личной гигиены и здоровье человека

- Брак и семья. Культура брачных отношений.

Я думаю, эти вопросы должны быть освещены только специалистом – гинекологом. Ведь  в процессе беседы подростки могут задавать (и задают!) вопросы, которые нередко ставят в затруднительное положение даже опытных учителей.

 И еще. Половые отношения - это естественная сторона жизни каждого человека, но не все подростки задумываются о возможных негативных последствиях этих отношений. Моя задача как врача - своевременно рассказать девушкам  об опасности: возможности возникновения беременности или заболеваний, передающихся половым путем, нужно учить правильному обращению с противоположным полом.

Елена Софронова, психолог школы говорит: «Педагогика  должна идти в ногу со временем.  Бессмысленно молчать о том, о чем говорят открыто. Лучше будет, если дети узнают о половых отношениях из уст специалиста».

У старшеклассниц мнение разное. Некоторые  говорят: «Мы и так загружены. Не нужны нам уроки полового воспитания. Я, например, знаю, откуда берутся дети и что такое секс, ВИЧ и так далее. Откуда знаю?  Из книг…Сестра старшая рассказала. Пусть лучше вводят такие предметы 7-8-классникам».

Но большинство согласно с мнением психолога.

«Я стесняюсь говорить об этом с мамой. Мне лучше обсуждать проблемы любви, брака, взаимоотношения полов с подругой. Подруга все поймет, подскажет»…

«Я считаю, что об этом нужно говорить с врачом, со специалистом,  потому что шокирует не то, что мы в своем кругу обсуждаем вопросы отношения полов и все такое прочее, а тот цинизм, с которым некоторые мои сверстники обсуждают свои интимные отношения. Интимные отношения никогда не должны быть достоянием всех, это же настолько личное»…

«Нам нужны знания о близких отношениях мужчины и женщины, о гигиене, о том, как сохранить свое здоровье.  Лучше доктора никто этого не объяснит: доктора не нужно стесняться».

« Когда я слушала рассказ врача-гинеколога А.А.Сидоровой  о половом созревании девочек, о вреде ранних половых связей и ранней беременности, о культуре брачных отношений, я почерпнула для себя много нового и интересного. Конечно, многое я знала, но многое открыла для себя впервые. Я считаю, что такие занятия очень нужны. Спасибо».

Родителям бы хотелось посоветовать: не надо смеяться над чувствами детей, а лучше принять участие в их переживаниях, проблемах. Вовремя  дать совет, где-то рассказать: а как было у вас. Сказать, что юноша и девушка обязательно  должны пройти этап невинной любви: перемигивания, застенчивых взглядов, держания за руку, ожидания под окнами. Если не пережить это, возникнет чувство разочарования, пустоты. Сказать о том, ни одна женщина сейчас, вступившая в половую связь в 15-16 лет, наверняка, не скажет, что ей это понравилось. Большая часть сожалеет, что это произошло так быстро и без любви.

Берегите своих детей.

Читайте в этом номере

О Нашей Газете

Электронное периодическое издание "Магистраль здоровья"

Учредитель ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина" г. Мурома"

Зарегистрирована в Роскомнадзоре. Свидетельство Эл № ФС77-44234 от 17.03.2011

Редактор: Варламова Валентина Валерьевна тел. 910-771-85-43, valentina0179@yandex.ru

Также в газете

Image 2172

Здоровое хобби

Увлечение дачей пойдет на пользу, если прислушаетесь к советам

И для врачей, и для пациентов

Управляем эмоциями – повышаем качество обслуживания

Как получить инвалидность

С 1 июля инвалидность будет устанавливаться по-новому